История службы судебных приставов

Судебные приставы - институт не абсолютно новый в России. Первое упоминание пристава встречается в XIII столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом.

            Один из ранних источников Древней Руси «Русская правда» - предусматривал исполнение наказания княжеской дружиной. В «Русской правде» за совершение преступления – «обиду» предусматривались различные наказания. Это могли быть «поток и разграбление» за конокрадство, штрафы, например, за убийство – одинарная или двойная вира.

В Псковской и Новгородской судных грамотах определялись основные направления деятельности судебных приставов – производство обыска, изъятие имущества, доставка ответчику вызывной грамоты и т.д. В Псковской судной грамоте подвойские приставы и княжеские слуги исполняли решения князя и его окружения.

Слово «пристав» еще до XV века означало не столько название одной определенной должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, и преимущественно, отдачу на поруки служивыми лицами. Эти служивые лица, ездившие приставами и дававшие на поруки, назывались различно: отроками, мечниками, емцами (в «Русской Правде»), дворянами, позовниками, подвойскими, ходоками, ездоками, а в судебниках 1497 и 1550 г.г. пристав упоминается в числе лиц судебного ведомства, назывались они праветчиками и недельщиками (так как свои обязанности пристав выполнял по неделе). Для различных исполнительных действий держали доводчиков, затем в грамотах упоминаются еще вирники и метальщики, ябедники и другие должностные лица.

2 декабря 1717 года Указом Петра I была организована Юстиц-коллегия, в ее состав входил Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц российского государства.

В 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоановны, приказы были преобразованы в Департаменты. В 1782 году Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 году урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда, и становых приставов – охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция была отнесена к министерству полиции, а становые приставы – к Министерству юстиции.

Обязанности судебных приставов в XVII - середине XIX века исполняли чины полиции. Совмещение в одном органе полицейских и судебно-вспомогательных функций представляло много неудобств, и вопрос о замене общей полиции судебно-вспомогательным органом был поставлен на очередь к моменту реформы 1864 года. Судебной реформой Александра II институт судебных приставов был восстановлен и получил устройство, сходное с французским.

Согласно Судебным уставам 1864 года, судебный пристав - это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях. Была образована система приставов: частные становые, городские следственные приставы, в том числе судебные, которые должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.

Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого – десятого класса).

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава, три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга.

В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался «исполняющим должность». По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.

23 ноября 1917 года был принят декрет о суде, в котором говорилось: «Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат со всеми департаментами…». Институт судебных приставов был упразднен.

Первоначально порядок в судебных органах обеспечивался Красной гвардией, а впоследствии местной милицией. На милицию возлагались функции вручения судебных повесток, исполнения судебных приговоров. Различного рода денежные взыскания и исполнение решений по гражданским делам исполнялись судебными исполнителями судов.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено, в случае отсутствия судебных исполнителей, на волостные исполкомы и органы милиции.

Затем порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 года, ряде подзаконных актов, например инструкция Министерства юстиции СССР об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 года. В тот период окончательно и сложилась действовавшая до середины 90-х годов XX в. система исполнительного производства СССР и России.

В Сахалинской области Управление Министерство юстиции РФ было образовано в 1939 году, когда Северный Сахалин еще входил в состав Хабаровского края, а Южный Сахалин и Курильские острова были оккупированы Японией. В октябре 1939 г создается Управление Народного комиссариата юстиции РСФСР по Сахалинской области. Первым начальником управления стал Петр Иванович Гуров. В июле 1942 года П.И.Гуров переводится на Камчатку на должность начальника Управления НКЮ РСФСР при Камчатском областном Совете депутатов трудящихся, а Сахалинское управление возглавил Борис Григорьевич Годаскин. В сложные военные годы под руководством партийных и советских органов он продолжил заложенную предшественником систему укрепления органов и учреждений Юстиции Северного Сахалина квалифицированными кадрами, контроль за соблюдениями союзного и республиканского законодательства, обращая особое внимание работников судов на борьбу с нарушителями трудовой дисциплины и расхитителями социалистической собственности.

            В 1947 году, создается единое Управление Министерства юстиции РСФСР при Сахалинском областном Совете депутатов трудящихся. В этот период на территории области действовали 32 судебных участка и 12 нотариальных контор. На протяжении своей более чем 60-летней истории управление способствовало развитию и укреплению в единственной островной области России государственности, совершенствованию местного законодательства. Утверждению принципов справедливости.

            В 2000 году Управление юстиции Сахалинской области преобразовано в Управление Министерства юстиции по Сахалинской области.

            22 ноября 2004 года Министерство юстиции РФ издало приказ «О реализации территориальных органов Министерства юстиции РФ», по которому реорганизовываются главные управления Министерства юстиции РФ  в форме разделения на территориальные органы Федеральной регистрационной службы и службы судебных приставов.

             В настоящее время структурные подразделения службы судебных приставов расположены во всех городах и районах Сахалинской области. Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области включает в себя 22 отдела судебных приставов: два Южно-Сахалинских отдела судебных приставов по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников — физических и юридических лиц, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, Межрайонный отдел судебных приставов по взысканию административных штрафов, Александровск-Сахалинский, Анивский, Долинский, Корсаковский, Охинский, Макаровский, Невельский, Ногликский, Томаринский, Поронайский, Северо-Курильский, Смирныховский, Курильский, Тымовский, Углегорский, Холмский, Южно-Курильский отделы, а также Южно-Сахалинский отдел по ОУПДС.

            Основные задачи которые возложены на службу в настоящее время, это выполнение  судебных решений, постановлений специально уполномоченных органов, обеспечение установленного порядка в зданиях судов всех юрисдикций.

Время создания/изменения документа: 25 августа 2015 09:17 / 14 сентября 2016 13:03

Версия для печати